Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В повышении эффективности деятельности современных компаний различного профиля, форм собственности и масштаба операционной деятельности достаточно существенную роль играет использование потенциала управленческого консультирования. Управленческое консультирование в наиболее общем виде представляет собой профессиональную возмездную деятельность, ориентированную на формирование аргументированных рекомендаций сторонних специалистов в области обеспечения повышения результативности развития и управления компаниями – пользователями консультационных услуг.
Глава 1 Теоретические основы деятельности консультационных компаний
1.1 Сущность и специфика управленческого консалтинга и современного консультирования
Управленческий консалтинг - это, прежде всего, деятельность, осуществляемая профессиональными независимыми консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц по широкому кругу вопросов, опираясь на проблемы клиента.
Любой вид консалтинга рассматривается как продукт на рынке услуг или направление деятельности, позволяющее получать прибыль.
Инновационное консультирование как специфический вид управленческого консалтинга представляет собой инструмент, направленный на научно-технический сектор предприятий, который нацелен на их развитие и коммерциализацию инновационных разработок на рынке. Оно охватывает консультирование на различных этапах деятельности инновационного предприятия: от зарождения идеи и создания компании до подготовки производства и вывода инновации на рынок .
Инновационный консалтинг позволяет обеспечить бизнесу инновационное развитие за счёт профессиональных консультаций в применении управленческих инноваций, оптимизации инновационной деятельности, а так же позволяет повысить качество бизнеса и результативность инновационного процесса.
Основные цели консалтинговых услуг в инновационной деятельности следующие:
1. Снизить или предотвратить всевозможные риски;
2. Предоставить всю необходимую информации и дальнейшие рекомендации;
3. Увеличить эффективность работы предприятия или проекта.
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказывающая клиенту. Услуга, как любой другой продукт имеет свой жизненный цикл, в котором выделяют этапы: исследования, внедрения на рынок роста, зрелости, насыщения, спада и выход на рынок.
Клиент, покупая консалтинговую услугу должен изучить: рынок предоставления услуг, надежность фирмы и качества предоставляемых услуг, изучить профессионализм работающих в данной фирме, проверить наличие лицензии на ведение консалтинговых услуг.
Консультанты обязаны сообщить клиенту о стоящих перед ними проблемах, дать полную объективную характеристику их решениям, показать необходимые условия и альтернативные пути их решения.
Хочу отметить, насколько существенны различия в предоставлениях консалтинговых услуг между крупными фирмами и малыми или средними бизнесами. Крупные фирмы, осуществляющие инновационную деятельность, предпочитают экспертов международного уровня, которые имеют большой опыт в сфере управленческого и инновационного консалтинга.
Таким образом, консалтинг для них является доступным инструментом повышения эффективности. Противоположная ситуация происходит в отношении малого и среднего бизнеса, для которых консультационные услуги зачастую являются недоступными по многим причинам:
1. Территориальная удаленность, ограничивающая возможности получения консультаций на безвозмездной основе о вариантах государственной поддержки инновационной деятельности;
2. Возмездный характер консультационных услуг, с экономической точки зрения не всегда оправдан для клиента;
3. В субъектах РФ, отдаленных от развитых городов, уровень квалификации консультантов очень низкого качества.
Таким образом, малые и средние организации подстраиваются под данные факторы и вынуждены формировать свои условия к консалтингу. Например, руководители таких фирм, в большинстве случаев, совмещают несколько должностей и обязанностей. Тем самым, формируя на рынке консультаций спрос на универсального консультанта, который должен обладать широкими знаниями и системным мышлением. Такой консультант должен быть готов предложить услугу по доступной, для данного бизнеса, цене. Кроме того, следует отметить, что профессиональный консультант должен быть все время на связи с данным предприятием и давать рекомендации на разных этапах его функционирования.
1.2 Основные группы консультационных услуг, оказываемых компаниями. Консультационные компании в сфере управления персоналом
В целом, как показано на рис. 1, рынок управленческого консультирования в РФ в 2013-2020 г.г. развивался крайне динамично; его функционирование в указанный период может быть наиболее точно аппроксимировано посредством экспоненциального тренда. При этом наиболее активно в отечественной экономике развиваются такие виды управленческого консультирования компаний, как маркетинговое, кадровое консультационное обслуживание и IT-консалтинг.
Основными направлениями управленческого консультирования, наиболее востребованные в современных условиях хозяйствования в процессе масштабирования бизнеса, являются:
1. Кадровое консультирование процессов масштабирования современного бизнеса, которое включает в себя следующие основные виды:
- консультирование по вопросам рационализация кадровой политики компании в целом, в т.ч. в процессе реализации различных вариантов масштабирования ее деятельности;
- оптимизация процессов аттестации и деловой оценки сотрудников;
- формирование наиболее рациональных систем мотивирования труда, в т.ч. основанных на использовании инструментария KPI .
2. Финансовое консультирование в процессе масштабирования бизнеса, включающее в себя следующие основные виды консалтингового обслуживания организаций:
- оптимизация стоимости привлечения ресурсов компанией на финансовых рынках для реализации проектов масштабирования бизнеса;
- формирование рациональных систем и технологий взаимодействия с виртуальными рынками капитала;
- внедрение передовых современных технологий финансового менеджмента, например бюджетирования или интрапренерства.
3. Маркетинговое консультирование программ масштабирования бизнеса, основными видами которого выступают:
- эффективное освоение компаниями виртуальных рынков реализации продукции, работ, услуг на основе организации результативных систем онайн-продаж;
- консультирование по вопросам внедрения и обеспечения эффективности SEO-менеджмента и SMM-маркетинга компаний;
- консультационное обеспечение процессов формирования и развития коалиционных программ лояльности с участием маркетингового потенциала организации.
4. Консультирование по вопросам рационализации производственных процессов в рамках управления масштабированием бизнеса, в том числе:
- консультирование по вопросам оптимизации различных видов бизнес-процессов масштабирования деятельности организации;
- обеспечение эффективности внедрения и совершенствования современных технологий ресурсосбережения производственной деятельности;
- оптимизация организационных структур управления производственными процессами.
5. IT-консультирование, основными направлениями которого выступают:
- модернизация ERP-систем и технологий автоматизации деятельности организации;
- консультации по вопросам эффективного использования потенциала удаленной занятости в деятельности компании;
- консультирование по вопросам эффективного внедрения современных инструментов предпринимательских виртуальных коммуникаций, например смарт-контрактинга.
6. Антикризисное консультирование, основными направлениями которого в рамках процессов масштабирования бизнеса выступают:
- рационализация стратегии компании-объекта масштабирования в условиях пандемийного кризиса 2020 – 2021 г.г.;
- активизация процессов освоения виртуальных рынков сбыта и ресурсов в кризисных условиях хозяйственной деятельности;
- повышение интенсивности участия в государственных антикризисных программах различного уровня (федерального, регионального, муниципального и т.п.).
7. Теневое (в т.ч. полулегальное или нелегальное) консультирование. На актуальность данного вида консультирования указывает, в частности, К.С. Фиоктистов . В части управления масштабированием бизнеса данное направление консалтингового обслуживания субъектов хозяйствования может включать следующие основные элементы:
- консультирование по вопросам отраслевого лоббизма;
- консультирование по отдельным коррупционным аспектам предпринимательской деятельности (коррупционное участие в системе государственного заказа, в неконкуретном доступе к земельным, финансово-кредитным и иным ресурсам и т.п., в коррупционном решении судебных споров и т.п.);
- консультирование, включающее теневые аспекты рационализации использования ресурсов компании, например применение потенциала нелегальной занятости.
Консультационные компании в сфере управления персоналом
Глава 2 Анализ деятельности компаний, занимающихся кадровым консалтингом. Перспективы российского рынка консалтинговых услуг
2.1 Компании в сфере кадрового консультирования. Анализ холдинга «Анкор»
Рассмотрим наиболее популярные компании в сфере кадрового консультирования:
1. РосКо. Осуществляет свою деятельность уже на протяжении более 17 лет, а также предлагает широкий спектр услуг. В компании работают дипломированные и первоклассные специалисты, которые имеют большой опыт решения узкоспециализированных проблем. РосКо имеет индекс А++, что означает благонадежность, качество и стабильность.
2. Experiens. Компания позволяет в короткие сроки и качественно найти наиболее лучший вариант при подборе персонала различных категорий, а также обладает собственной базой данных специалистов широкого профиля. Сотрудники данной компании помогают не только в поиске новых сотрудников (рекрутменте), но и проводят работу по мотивации, обучению, оценке потенциала работников и т.д.
3. RecSol. Данная компания также помогает качественно решать кадровые проблемы. Специалисты проводят подбор персонала, осуществляют обучающие тренинги, осуществляют помощь в оценке сотрудников, а также улучшают мотивационную систему. Консультанты компании уже реализовали десятки тысяч успешных проектов и по сегодняшний день продолжают помогать своим клиентам.
При большом многообразии компаний, которые предоставляют услугу кадрового консалтинга, можно столкнуться с недобросовестными специалистами. Чтобы выбрать надежную компанию с квалифицированными специалистами, необходимо собрать как можно больше информации о консультанте, который будет оказывать услугу. О специфике работы лучше всего узнавать из неофициальных источников. То есть, можно поинтересоваться отзывами собственных сотрудников о работе компании. Сопоставляя расценки необходимо объективно оценить стоящие задачи, предполагаемую выгоду от проводимой консультации. Уже при личном взаимодействии с консультантом можно понять, как будет складываться дальнейшая работа. Так как профессиональный консультант имеет не только решение поставленной задачи, но и нацелен на достижение высокого результата. Только в этом случае его деятельность будет оправданной и востребованной в будущем.
Холдинг АНКОР
Холдинг АНКОР занимает ведущее место среди рекрутинговых компаний в России, а также среди ближнего зарубежья.
АНКОР на рыноке рекрутинга и кадрового консалтинга с 1990 г. и к настоящему времени успел завоевать высокую репутацию в своей отрасли.
В 2012 году АНКОР вышел на международный уровень, заключив дипломатический альянс с крупнейшим кадровым агентством – Randstad. Главной задачей компании является устремленность на интересы клиентов, желание в полном объеме отвечать их потребностям и запросам. Основополагающее направление – содействие развитию бизнеса клиентов, которым оказывается помощь по подбору и отбору персонала, выполняя кадровые функции и процессы , предоставляя консалтинг в области трудового права, анализа рынка труда и занятости, организация эффективных кадровых процессов. Холдинг АНКОР помогает лучшим компаниям, профессионалам своего дела с большой буквы найти друг друга для дальнейшего развития.
В настоящий момент холдинг АНКОР оказывает своим клиентам весь спектр кадровых услуг, совершенствует бизнес в трех направлениях: стаффинг, аутсорсинг и консалтинг. Холдинг управляет большим количеством объектов: территории, продукты и рынки. Такие масштабы АНКОРа спровоцировали потребность в свежих управленческих решениях, способных увеличить результативность бизнеса, предоставляющие гарантию выхода на глобальный уровень.
Принятое решение о строительстве бизнеса на платформе стратегических бизнес-единиц будет обеспечивать АНКОР прозрачность, необходимую для целевого управления дочерними предприятиями и финансирования в перспективные направления.
В составе холдинга работают три стратегические бизнес-единицы со специализацией по продукту:
- подбор персонала,
- управление численностью персонала и аутсорсинг бизнес-процессов,
- администрирование персонала и аутсорсинг учетных функций.
- ANCOR Professional,
- Лизинговая компания АНКОР,
- АНКОР Учетные функции.
Во всех странах присутствия холдинга представлены отраслевые бизнес- единицы:
- АНКОР Бизнес решения,
- АНКОР Банки, финансовые услуги,
- АНКОР Высокие технологии,
- АНКОР Медицина и фармация,
- АНКОР Энерджи Сервисез.
Заключение
Проблема развития управленческого консалтинга инновационной деятельности на уровне страны и регионов требует решения и остается по сегодняшние дни актуальной. Это развитие невозможно без создания полноценной и эффективной консалтинговой инфраструктуры.
Цель консультирования заключается в предоставлении информации и рекомендаций клиенту, с помощью которых он будет повышать эффективность своего производства и получать большую прибыль. Консультантам приходится изучать и анализировать проблемы организации, предлагать различные нововведения, убеждать в необходимости предлагаемых мер и реализовывать их. Роль управленческого и инновационного консалтинга в современном мире сложно переоценить, но эффективность его применения и реализация невозможна без участия государства и обеспечения профессионального уровня в решении инновационных и управленческих задач консалтинговых компаний и самих консультантов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ватутина К.Д., Дычек В.С. Кадровый консалтинг как элемент управления персоналом//ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОСИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 67-69
2) Данилова, А. С. Современный инструмент оценки эффективности управления персоналом организации / А. С. Данилова, А. В. Лузина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – No 1(6). – С. 116-120.
3) Елишева А. Э. Перспективы развития управленческого консультирования// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И МИРОВОГО СООБЩЕСТВА. Сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 04 июля 2022г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. С. 53-60
4) Ильченко, С.В. Консультирование в области управления человеческими ресурсами организации: профессиографическое описание / С.В. Ильченко // Вестник экспериментального образования. – 2019. – С. 58-63.
5) Илюшина О.А. Управленческий консалтинг в инновационной деятельности// Инновационное развитие социально-экономических систем:IV Международная студенческая научно-практическая конференция (25 мая 2018 года, Россия, г. Ульяновск): сборник научных трудов /под общ. ред. В.Н. Лазарева. – Ульяновск : УлГТУ, 2018. С. 292-303
6) Ищенко И.А. Масштабирование через франчайзинг. М.: ЛитРес, 2019. 186 с.
7) Ковтонюк А.В., Яновская А.А. Причины востребованности услуг кадровых консультантов//ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОСИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 188-190
8) Кравцова А.В. Влияние внешних факторов на рынок консалтинговых услуг // Российское предпринимательство. 2017. No 22. С. 3625 – 3636.
9) Кремер, М.И. Проблема кадрового консультирования в России / М.И. Кремер, А.Б. Алдакушева // Интерактивная наука. – 2019. – No5(15). – С. 124-126.
10) Лапенков, В. Ю. Факторы конкурентоспособности российских компаний на рынке консалтинговых услуг / В. Ю. Лапенков. / Креативная экономика. — 2019. — No 8. — С. 1549–1562.
11) Лопатников Л.И., Рутгайзер В.М. Оценка бизнеса. Словарь-справочник. Издательство «Маросейка», 2020
12) Мнацаканян, Л.С. Специфика консультирования в области управления персоналом /Л.С. Мнацаканян // E-Scio. – 2020.– С. 95-105.
13) Попков В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы: Учеб.пособие. СПб., 2020.
14) Преображенский, Ю. П. О видах информационных систем в организации / Ю. П. Преображенский // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. – 2018. – С. 131-134.
15) Российский статистический ежегодник. М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2021. 811с.
16) Сафин Р.И. Роль консультирования в повышении эффективности управления масштабирования бизнеса//Российский экономический вестник 2021, Том 4, No4. С. 156-159
17) Смирнова Н.А. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. М.: Питер, 2013. 120 c.
18) Фиоктистов К.С. Проблемы управленческого консультирования в России // Вестник экономики и управления. 2021. No 3. С. 121 – 124.
19) Шендель, Т.В. Практика использования кадрового консалтинга как технологии управления персоналом / Т.В. Шендель, А.Н. Натарова // Эпоха науки. – 2020. – No22. – С.207-211.
20) Юрочкин А. Г., Маркова М. А. Характеристика хозяйственно-экономической деятельности холдинга «Анкор»//ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. 2019. № 2. С. 151-154
21) Яхина Л. Т. «Большая четверка» аудиторов: PWC, Ey, Deloitte, KPMG /
22) Л. Т. Яхина, В. З. Миннигалеева / Научное обозрение: теория и практика. – 2019. – No1. – С. 65–71.